Новости Казкенес
Доклад председателя Общественного совета АФМ РК Шунеева С.Е. по итогам работы Общественного совета Агентства РК по финансовому мониторингу в 2022 году.
Уважаемые коллеги!
Мы подводим итоги работы Общественного совета АФМ РК, за прошедший 2022 год.
Как всем известно, 2022 год был напряжённым, и в то же время судьбоносным для нашей страны.
При этом следует отметить, что в своей работе Общественный совет, руководствовались политикой "Слышащего Государства", определенной Главой государства.
Согласно, сравнительным данным Национального доклада Президенту РК по Общественным советам за 2022 год, Общественный совет АФМ РК имеет неплохие показатели в работе.
Так, в Национальном Докладе отмечается, что Законе «Об Общественных Советах», количественный состав ОС, установлен в диапазоне пятнадцати до тридцати членов.
Согласно анализу Национального Доклада, в 17 министерствах и 5 агентствах в среднем около 18 человек в каждом Общественном совете.
В Общественном совете Министерства финансов РК – 15,
а в отдельных министерствах даже меньше установленных Законом требований:
- Министерство национальной экономики РК – 12 членов;
- Министерство здравоохранения РК – 10 членов
- Агентство по защите и развитию конкуренции РК – 10 членов
- Агентство по делам государственной службы РК – 10 членов.
В нашем совете, как вам известно, на данный момент 24 члена, и Общественный совет планирует воспользоваться полной квотой членов, определенном в Законодательстве.
Доля госслужащих АФМ в составе Общественного составляет 28,6%, при квоте не более 1\3 от общего числа, то есть 33%. Количество членов Общественного совета из числа подведомственных организаций АФМ РК, в составе Общественного совета составляет 0%.
Также, в Национальном Докладе отмечено Гендерное разнообразие Общественного совета АФМ, в совете присутствует трое женщин, что составляет 14,3%.
В то время, как отмечено в Национальном докладе, в четырех Общественных советах нет ни одной женщины – это МСХ, МНЭ, МЧС и АДГС.
Согласно, соцопросу «Обращались граждане в ОС?» - наш Совет с показателями более 20 обращений граждан и юридических лиц, также показал свою эффективность в работе.
По данным соцопроса, как показали ответы на вопрос «Каково Ваше доверие к деятельности Общественных Советов?» - В целом граждане верно оценивают пользу от ОС – а именно, респонденты чаще всего отмечают: выявление и решение проблем общества, участие и помощь ОС в решении вопросов.
В Национальном Докладе также отмечено, что один созданный Общественный совет проводит в среднем чуть более двух заседаний в год.
По одному заседанию в год провели МОН, МСХ, МЮ, МЭГПР, МКС, МИД, МНЭ, МТИ. Для сравнения: совет Министерства финансов РК провел восемь заседаний, МНЭ и АФМ – по семь заседаний. Таким образом, вполне прослеживается четкая грань между работающими и неработающими советами» - говорится в Национальном Докладе.
В числе лидирующих, ОС АФМ РК, также в показателе: Выездные заседания, больше лишь у ОС г. Алматы, который провел 6 выездных мониторингов. Но это связано с географией, выездные заседания проводились в районах города.
Мы же, провели важные выездные заседания в городах республиканского значения Шымкент и Алматы.
За прошедший год Общественным советом АФМ РК проведено:
- 5 заседаний,
- 2 выездных заседаний в гг. Шымкент и Алматы,
- Заслушаны и рекомендованы более 50 НПА,
- Рассмотрено более 20 обращений граждан и юридических лиц,
- Направлены госорганам 17 писем, по итогам рассмотрения обращений,
- Утверждено Положение Об Экспертном совете и сформирована Экспертная группа Общественного Совета АФМ РК,
- Члены Общественного совета приняли активное участие в 6 конференциях и «круглых столах»,
- В Фейсбук на странице Общественного совета и председателя опубликовано более 60 публикаций по деятельности Общественного совета.
- На сайте Общественных советов «Казкенес» опубликовано 8 материалов по деятельности Общественного совета.
Прием и рассмотрение обращений граждан и юридических лиц важнейшая часть работы ОС.
Общественный совет ставит приоритетом эффективное взаимодействие с населением, необходимо придерживаться практики полного и всестороннего рассмотрения заявлений, обеспечение действенной обратной связи с обществом.
Миссия нашего Общественного совета стать "Диалоговой площадкой" между обществом и госорганом.
В связи с этим, наш Общественный совет выразил точку зрения, что в законе «Об Общественных советах», необходимо четко и функционально прописать понятие «Общественных приемных». Сделать это нужно, для большего понимания населения - понятие «Общественная Приемная» более ясна для широкого круга. Эти меры помогут полнее реализовать функцию Слышащего Государства, сблизит и усилит взаимодействие гражданского общества и государственных органов».
Общественный совет начал теснее работать с Гражданским сектором.
В 2022 году Общественный совет установил сотрудничество с гражданским сектором - подписаны меморандумы с «Общественным Фондом ИНМИР», с «Институтом парламентаризма».
Данный вид сотрудничества показал свою плодотворность.
Совместно с «ОФ ИНМИР», проведена работа по вопросам взаимной оценки на предмет соответствия рекомендациям ФАТФ - международной организации по противодействию отмыванию терроризма.
Совместно с «Институтом Парламентаризма», члены Общественного Совета, приняли участие в нескольких Круглых столах, посвященным актуальным вопросам.
Например, на Круглом столе по вопросам совершенствования системы государственного планирования - Общественным советом АФМ РК было высказано пожелание - в рамках совершенствования системы государственного планирования шире привлекать к работе Общественные советы, в том числе и по вопросам совершенствования механизмов и методологии работы, в обучении, вовлечении в государственные программы.
В 2022 году, Общественный совет АФМ РК, также выступил с предложениями Усилить функционал Общественных советов, путем широкого участия Общественных советов, в контроле исполнения «Национальных Проектов», в особенности недавно принятых Национальном проекте «Комфортная Школа» и «Модернизация Сельского Здравоохранения».
В 2022 году Общественный совет выступил с полноценной поддержкой по запущенному АФМ РК с 01 июля 2022 года проекту "Защита бизнеса", направленного на защиту прав бизнесменов и минимизации вовлечения в уголовный процесс добросовестных предпринимателей.
Результат: АФМ РК стал победителем в национальном конкурсе «Qazaqstan Project Management Awards 2022» с проектами:
- «Дебюрократизация через цифровизацию»,
- «Взаимная оценка»
- «Финпирамиды»,
- «Minsiz tergeu».
Вышеуказанные результаты работы, надо отметить, стали возможны благодаря слаженной совместной работе Общественного Совета и Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу.
Хочется, в своем выступлении, выделить также еще один важный момент.
В конце 2022 года, Президент РК, подписал закон "О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан", который начнет действовать с 03 марта текущего года.
Не вдаваясь, в юридические тонкости, в целом, это долгожданный закон, который направлен на снижение долговой нагрузки для наших граждан.
В тоже время, без ложной скромности, как Председатель, хочу отметить работу коллег - членов Общественного Совета, которые на одном из первых заседаниях Общественного Совета 29 апреля 2021 года, с участием депутатов Парламента, обсудили законодательные основы банкротства физических лиц.
Общественный Совет на заседании отмечал, что:
Анализ статистических данных показывает, что в последнее время увеличилось число несостоятельности наших граждан, влечет за собой ухудшение криминогенной ситуации по экономическим преступлениям по всей стране. Идет рост фактов таких преступлении как – уклонение от уплаты налогов, создание устойчивых преступных групп, направленных на «обналичивание» денежных средств и других экономических и финансовых преступлении.
Коллеги высказались, что:
С одной стороны, законодательное закрепление процедур банкротства граждан должно создавать возможность гражданам-должникам освободиться от наслаивающихся друг на друга бесконечных долгов, должно позволить должнику, оказавшемуся в сложном положении, с учетом имеющихся доходов либо доходов, полученных в будущем, распланировать исполнение обязательств перед кредиторами и в результате восстановить платежеспособность.
С другой стороны, банкам нужно очистить балансы от безнадежных невозвратных кредитов, повысив качество своих кредитных портфелей; снизить риски и расходы кредиторов в связи со сложностью взыскания долгов, а также сократить расходы на администрирование банкротства гражданина.
В общем и в целом, мы Общественный Совет АФМ РК с удовлетворением приняли новость о подписании Главой государства данного Закона.
Считаем, что в том числе, были услышаны доводы Общественного Совета АФМ РК, да и сама суть Второй Республики позволила ввести данный механизм в действие, с заботой о гражданах.
Это ещё один пример реализации принципа Слышащего Государства!
Уважаемые коллеги, в заключении, цитирую слова Главы государства Касым-Жомарт Кемелевича Токаева., на последнем расширенном заседании правительства:
«Следует организовать системную работу с массивом поступающих обращений.
Как показывает анализ, граждане вынуждены писать в Администрацию Президента,
не находя ответы на свои вопросы. Поэтому все госорганы должны работать с обращениями с особой ответственностью. Реализация концепции «Слышащего государства» должна четко следовать в фарватере изначально обозначенных приоритетов. В первую очередь, это налаживание системной связи между государством и обществом».
Поэтому, нам Общественному совету АФМ РК, необходимо поставить приоритетом в своей деятельности - эффективное взаимодействие с гражданами и юридическими лицами.
Как, председатель, выражаю благодарность коллегам за работу Общественного совета в 2022 году.