Новости Казкенес

Арман Хайруллин, член ОС: "Об этом мы будем говорить сегодня в Астане перед министерствами и депутатами.


В текущем 2022 году по сравнению с идентичным периодом прошлого года в реку «Жайык» поступило на 500 млн кубометров воды больше.  Но ожидаемый среднегодовой уровень в 4,5 млрд кубов не сравнится с былым среднегодовым уровнем реки в 9 млрд кубов. И за этого жизни людей и уникальному биоразнобразию Прикаспия грозит угроза тотального уничтожения. А случиться может любое. Доказательство тому и живой пример катастрофы в Мексиканском заливе  платформы Deepwater Horizon нефтяной компании  British Petroleum. Экономический ущерб оценивается $42 млрд.  Экологический ущерб – невозвратим.  Минимум 100 лет потребуется для появления жизни в этом месте.  

«NCOC» и правительство должны осознать всю серьезность возможной катастрофы и задуматься о реальных рисках. 

Привожу экспертную оценку из 9 тома книги академика Диарова " Экология и нефтегазовый комплекс": Ярким примером возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением технологической проводки скважин является авария, произошедшая 23 июля 1985 года при бурении скважины № 37 Тенгизского месторождения. 

Длительность ликвидации аварии составила 398 суток. 

Продукты нефтегазового горения в атмосферном бассейне: нефть 3,4 млн.т., горючие газы 1,7 млрд тон, в том числе  850 т. меркаптана.

Возможные последствия будущих чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения на морских месторождениях Кашаган, Кайран и Актоты будут более тяжелыми, чем Тенгизская авария по следующим причинам: 

Все морские месторождения расположены в мелководной зоне моря глубиной от 1,0 до 5,0 м.  

В связи с этим даже подъездные пути к местам катастрофических нефтегазовых выбросов представляют большую сложность.

Устье аварийной скважины будет представлять «бушующий гейзер» (горячий кипяток). Вода, смешиваясь с нефтью и газом образует «гремучий столб». 

Непрерывно попадающие в морскую среду нефть и нефтяные пленки распространяются на несколько сот километров от места аварии. Тяжелые остатки нефтей осаждаются на морское дно. 

Произойдут изменения химического состава морской воды. 

Сероводород, окислы серы и азота, углерода, меркаптаны трансформируются и переходят в другие соединения. 

Произойдут в определенных частях моря затяжные гибели водной растительности, планктона, зоопланктона, бентоса, зообентоса, рыб, тюленей и птиц.

На сегодняшний день мы имеем 100-процентный риск наступления данного ужаснейшего сценария. По скольку Северо каспийская экологическая база регулирования на разливы нефти остается дееспособным объектом из за физического отсутствия возможности выхода своей флотилии на море при наступлении аварийного случая. С падением уровня рек и моря а так же отсутствием дноуглубительных работ в Урало-Каспийском судоходном канале с далекого 2004 года! 

Сегодня глубина на устье при моряне составляет не боллее пол метра. А при выгоне дно просто оголяется.

   Таким образом  Скэбр урезан от вмешательства в операции по спасению особо чуствительной северной акватории моря. При таких условиях я считаю просто опасно продолжать работы на море. Если правительство не откликнется и не вмешается на проблему отсутствия логистики водными путями мы будем вынуждены  требовать остановки  добычи на Кашагане и других углеводородных морских месторождениях. Общественность не раз поднимало вопрос о страховании нефтяных операции на шельфе Каспия. Как со стороны НКОК так и со стороны правительства. 

    Удручающая ситуация и по другим каналам. Как говорят местные специалисты  на дельте реки Жайык существует 18 каналов. И все эти артерии заилены и уже отделены от моря. Мы лично увидели отрезанные сушой каналы Приморский, Зарослый и Бухарка  Только на Рыбоходном канале пока есть водное сообщение с морем. На следующий год выделены деньги разыгран тендер. Определен победитель.  Но разработаные несколько лет назад проекты по дноуглублению не учитывали  прогнозы динамики падения уровня Каспия а были высчитаны по  фактическим замерам на тот период.  Теперь что бы достичь двух метровой глубины моря на канале Зарослый к 26 километрам надо дополнительно прорыть 11 км, на Приморском к 19-и + 8 км донных траншей. 

    Катастрофическая ситуация по обмелению существует и на Казахстанском секторе Волжского бассейна. Не смотря на то что в прошые годы там был прокопан Новинский канал до нужной глубины моря нужно углубить еще порядка 4 км. Это на прошлый год момент нашего посещения Курмангазинского района. 

      Это дополнительная нагрузка для бюджета, но нам и нашим будущим покалениям экономия обойдется еще дороже. Ведь пресноводные русла наших рек является естественным нерестилещем и яслием для развития роста и сохранения  популяции рыб.  А там уже стоит вопрос продовольственной безопасности, социальной и экологической стабильности региона.v