Қазкеңес жаңалықтары
Как гражданское общество может улучшить работу полиции?
Хасанова Шахноза Кулабдулаевна
член Общественного совета по вопросам
деятельности органов внутренних дел
В XIX–XX веках ученые-социологи – М. Вебер и ряд других – стали серьезно изучать такое явление, как бюрократия, и описали основные законы ее функционирования. Сразу стоит пояснить, что под бюрократией в данном случае подразумевается социальное явление, базирующиеся на специфической формализованной модели управления, а сам термин не имеет уничижительной коннотации.
Исследователи особо отмечали склонность любой бюрократической структуры – будь то частная компания или государственный орган – к замыканию в себе, которое в крайних случаях может привести к вырождению. Чем более закрытой является организация, тем больше риск того, что ее коллектив превратится в отдельную касту, интересы которой ставятся выше интересов общества либо даже противопоставляются им. Параллельно этому происходит снижение общего уровня профессионализма, рост количества коррупционных правонарушений и, как следствие, эффективности работы всей структуры в целом.
В силу специфики деятельности максимально закрытыми с информационной точки зрения, как правило, являются силовые и правоохранительные органы. Казахстанские «силовики» в данном случае не являются исключением – трагические события начала января показали, что в казахстанских силовых ведомствах, и в первую очередь органах внутренних дел имеется целых ряд хронических проблем, носящих системный характер и требующих незамедлительного решения.
Важнейшим инструментом совершенствования деятельности органов внутренних дел является гражданский контроль, ключевым субъектом которого выступают неправительственные организации (НПО). Гражданское общество в лице НПО может влиять на деятельность органов внутренних дел несколькими способами:
· Неправительственные правозащитные организации могут выступать прямыми представителями граждан при взаимодействии с правоохранительными и судебными органами и отстаивать интересы и законные права казахстанцев, противодействовать случаям коррупции, добиваться правосудия, обеспечивать реализацию прав и свобод человека и гражданина;
· НПО могут привлекать внимание к проблемам правоохранительной системы в медийном пространстве;
· НПО могут оказывать экспертную поддержку государственным органам в процессе разработки нормативных актов и совершенствования законодательства;
· Представители гражданского общества оказывать содействие органам внутренних дел в их непосредственной работе как волонтеры.
В свою очередь, успех взаимодействия правоохранительных органов и НПО во многом зависит именно от первых. В том случае, если правоохранительные органы не будут идти навстречу гражданскому обществу и налаживать каналы взаимодействия с ним, общественные активисты, лидеры мнений и НПО будут склонны уделять им внимание преимущественно в тех случаях, когда проблемы становятся видны невооруженным глазом. Политика информационной закрытости и отстраненности от гражданского общества в данном случае будет вести к ухудшению имиджа правоохранительных органах в глазах общественности.
Неоценимую роль в налаживании взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества и формировании каналов обратной связи призваны сыграть общественные советы. К примеру, при МВД РК функционирует Общественный совет по вопросам деятельности органов внутренних дел, который проводит работу по совершенствованию целого ряда аспектов деятельности МВД. Совет принимает активное участие в совершенствовании правовой базы, регулирующей деятельность правоохранительных органов, проводит мониторинг СМИ на предмет оценки имиджа МВД и выявления случаев несоблюдения его сотрудниками правовых и этических норм. Ведется активная работа с институтами гражданского общества, в ходе регулярных выездов в регионы проводится оценка деятельности подразделений внутренних дел на местах.
В текущем году Совет проводил работу в следующих направлениях:
· Соблюдение прав и свобод человека;
· Обеспечение безопасности дорожного движения;
· Профилактика семейно-бытового насилия;
· Противодействие наркопреступности;
· Противодействие торговле людьми;
· Совершенствование регулирования в сфере оборота оружия и многие другие.
Отдельно стоит выделить такое направление деятельности, как противодействие коррупции. В июне текущего года Общественный совет по вопросам деятельности органов внутренних дел принял решение о создании специальной Комиссии по вопросам противодействия коррупционным проявлениям. Члены Совета по собственной инициативе решили разделить бремя борьбы с коррупцией в одном из силовых ведомств.
И это только начало – в идеале Совет должен стать организационным флагманом, дающим органам внутренних дел стимул к развитию и совершенствованию.